Характер закаляется в работе

02-04-2019

        Белое море, Атлантика — бескрайние морские просторы бороздил в юности на рыболовецком траулере Михаил Михайлович Минеев. Но жизнь прочно связала его с Волгой — почти 30 лет он руководил чебоксарским «Водоканалом». Именно в это время в городе были заложены основные водопроводные и канализационные сети с учетом будущего развития столицы Чувашии, а предприятие стало одним из лучших в стране. Впрочем, его организаторские способности в разные годы пригодились и на других постах.

       Родился Михаил Минеев на Суре, в деревне Междуречье (ранее Кладбищи) Алатыр­ско­го района. На Белом море оказался в 17 лет — брат Иван, начальник погранзаставы, забрал его к себе, на русско-финскую границу.   После окончания Беломорской рыбопромысловой школы юнг молодого судового механика направили на Кольский полуостров, в поселок Териберка, на базу Беломорского рыбокомбината. Его первое место работы — моторист на малом траулере «Кивач». Затем был рыбный промысел в Атлантическом океане. Суда Беломорской базы Гослова приписали к Мурманской группе, и Михаила Михайловича приняли механиком на средний траулер СРТ-359. «Добывали селедку тоннами, сдавали на плавучий перерабатывающий завод», — вспоминает он.

      В Чебоксары будущий организатор производства приехал в 1953 году. После 6-месячных курсов устроился на хлопчатобумажный комбинат помощником мастера, наладчиком станков. Пришлось потрудиться и на стройке ткацкой фабрики — через шесть месяцев в первом цеху уже работали станки, выпускали сатин. Потом перешел в техники-конструкторы. Узнав о том, что молодой специалист работал судовым механиком, руководство поручило Минееву и другую работу — провести ревизию двух компрессоров и обучить персонал. «Компрессор почти что дизель судовой, только топливной системы нет, — объясняет Михаил Михайлович. — И порядок я завел как на судне: проштрафился — швабру в руки. За два месяца управились».

         После службы в армии в его трудовой книжке появилась новое место работы — завод тракторных запчастей (так тогда назывался агрегатный). Слесарь-электрик 8 разряда, а потом и мастер компрессорного хозяйства стал студентом-заочником Московского машиностроительного института по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Совмещать и то, и другое было непросто. На заводе предстояло смонтировать шесть компрессоров. Справились, и за этот труд Минеева наградили орденом «Знак почета». Но из института пришло сообщение о возможном отчислении. За ценного работника ходатайствовало руководство завода: с учетом производственной необходимости студента отправили в академический отпуск на год. После окончания вуза Михаил Минеев стал заместителем, а потом и главным механиком предприятия.

         В управление «Водоканала» он пришел 7 июля 1969 года. Шла индустриализация ЖКХ, и в этой отрасли не хватало специалистов. Было принято решение о перераспределении кадров. Город рос, и работать надо было на перспективу — строить сети, станции, сооружения для новых жилых кварталов. Мощностей очистной водопроводной станции на улице Дегтярева городу уже не хватало. А слово «канализация» всех пугало — нечистоты вывозили в бочках гужевым транспортом, над городом плыл «аромат». Главным сточным коллектором была река Чебоксарка. «Зимой 1968—69 годов из-за сильных морозов вышли из строя 10 км тупиковых сетей. А из техники — только старый экскаватор «Беларусь», — рассказывает Михаил Михайлович о хозяйстве, которое получил. — Нужна была не только техника, но и кадры».

        Ситуация изменилась за четыре года. Чтобы привлечь специалистов, на «Водоканале» стали давать квартиры. В конце 1969 года запущена ОВС «Заовражная». С 1973 года все стоки отправлялись уже на биологические очистные сооружения. В развитии городской водопроводной системы участвовали «Химпром», тракторный завод, ЧПО имени Чапаева и другие предприятия.

        «Летом 1972 года была засуха. В воде, подаваемой насосной станцией первого подъема, вдруг появился песок. Потом отказал насос, качавший воду. Водоснабжение Чебоксар и Новочебоксарска оказалось под угрозой, — делится деталями непростой работы собеседник. — Действовать надо было очень быстро. Для начала — найти повреждение. Вскрыли грунт на дне Волги, отступившей из-за жары от берегов. Оказалось, разрыв самотечной нитки. Вместо ушедшей воды насос качал воздух вместе с песком. Песчаная пульпа «съела» рабочие колеса и корпус. Пригнали трактор-«балерину» на гусеничном ходу, проложили шпалы к месту аварии. Из сталелитейного цеха агрегатного завода привезли транспортерную ленту шириной в метр, стянули ее уголками и болтами — получился кожух. Им и соединили разрыв, а потом заварили в металлический саркофаг. ЧП удалось избежать».

       Когда запрудили ГЭС, уровень Волги поднялся. Мощности ОВС не справлялись с подъемом воды. Пригнали плавучую станцию. «Мы с женой как раз в кино были, когда случилась авария, — вспоминает еще одну сложную ситуацию Михаил Михайлович. — В трубе выбило шаровое соединение, мощной струей станцию опрокинуло, она утонула. Схему действий разрабатывали на бегу, теплушку на берегу построили, смонтировали оборудование. Воду подали в город через сутки с небольшим».

        В 1973 году хороший организатор производства потребовался на другом фронте работ. Михаил Минеев стал заместителем председателя исполкома Московского районного совета депутатов. Во­про­сы приходилось решать самые разные. Например, сформировать парк 500-летия Чебоксар между улицей Афанасьева и проспектом М. Горького. На том месте еще с 1930-х годов располагалась городская свалка. Как оперативно подключить к работе предприятия города? Придумали план — объявили учения по линии гражданской обороны, мобилизовали всю землеройную технику предприятий, 200 единиц. Отработали по-военному — свалку убрали за три дня. Разбили будущий парк на сектора, наметили этапы благоустройства. Облагораживали этот уголок тоже всем миром — в выходные и заводчане, и студенты несли в парк на посадку деревца.

         «Я пешком по городу ходил, чтобы видеть все, — говорит Михаил Минеев. — В роще Гузовского стали множиться самовольные гаражи. Они мешали благоустройству. Но и людей обижать нельзя. Присмотрел новое место — в конце улицы Афанасьева. Обратился к руководству завода стройматериалов с просьбой убрать производственные отходы (туда их завод вывозил). В «Чувашгражданпроекте» мне сделали план участка, СУ-27 помогло разметить территорию. Пригнали кран и машины, гаражи переехали без лишнего шума».

       На «Водоканал» Минеев вернулся спустя три года, в феврале 1976‑го, по решению областного комитета партии. И продолжил развивать производственную базу предприятия. Избирался депутатом Мос­ков­ского и Ленинского районных советов г. Чебоксары. Две­надцать лет был депутатом Гор­совета, председателем комиссии по коммунальному хозяйству. До сих пор помнит слова председателя Чебоксарского горисполкома Константина Филип­повича Ефремова: «Любой вопрос надо преподнести так, чтобы аудитория тебя слушала и слышала». Руководитель должен уметь работать с коллективом, и тогда многие задачи будут по плечу.

 

Информация опубликована в газете «Чебоксарские новости»  от 02 апреля 2019 года.

Полную версию материала можно посмотреть здесь: http://www.chebnovosti.ru/News.aspx?group=24aacf05-0a42-44c8-afc2-d7facc30e8ad&id=0d96e592-3599-4821-bc1b-733943e7a22f

Ссылка на источник публикации (газета «Чебоксарские новости») при использовании материала обязательна. Все права на материал принадлежат газете «Чебоксарские новости».